История мотоциклов Royal Enfield

Некоторые фабрики столетиями существуют на одном месте, некоторые переезжают в соседние города, когда «вырастают» из старого здания. С английской компанией Royal Enfield ситуация особая. Головное предприятие не пережило общеевропейский кризис мотоциклетной промышленности конца 60-х годов прошлого века, а вот её индийский филиал выжил и существует поныне.

1851-1890 НАЧАЛО

Вселении Hunt End (Охотничий Тупик) в Англии сразу несколько семей занимались промышленным производством швейных игл и рыболовных крючков из проволоки. В 1851 году Джорж Таунсенд тоже открыл там иголочное производство под вывеской Givry Works. Бизнес шёл вяло, для шага вперёд нужен был какой-то толчок, и им стала в 1880-х годах покупка Таунсендом-младшим велосипеда: страшного вида костотряса, сделанного из железа и дерева, с деревянными колёсами, обутыми в железные ободья. Конструкция была сырой, несовершенной и нуждалась в доработке. Родилась идея сделать подпружиненное сиденье, которая была реализована, запатентована и осуществлена сначала в единичном экземпляре для себя, а затем в массовом производстве под маркой Townsend Cyclists Saddle & Spring. Компания вышла на рынок комплектующих для велосипедов.

К производству комплектующих фирма постепенно добавила и производство комплектных велосипедов. Компания быстро росла. За три года было спроектировано и запущено в серию 24 модели под маркой Townsend cycle, которые отличались от конкурентов инженерной выверенностью жёсткости и продуманностью формы и рамы — чертой, которую впоследствии унаследуют мотоциклы Enfield.

1891 МАЛЕНЬКАЯ НЕПРИЯТНОСТЬ

1980 год для Таунсенда финансово был провальным, и ему пришлось привлечь сторонние капиталы финансистов из Бирмингема. Соглашение об инвестировании было составлено настолько хитро, что к ноябрю 1891 года основатель был исключён из состава учредителей, и компания принадлежала новым владельцам, а в 1892 году была переименована в The Eadie Manufacturing Company Limited. Новый владелец компании Альберт Иди получил контракт на поставку деталей ружейных механизмов для фабрики Royal Small Arms в Энфилде, графство Миддлсекс. Это радостное событие было решено отметить выпуском новой модели велосипеда уникального дизайна под именем Enfield.

1892 НОВЫЙ БРЕНД

На новый дизайн велосипедов возлагались большие надежды, велосипедное подразделение компании решено было переименовать в The Enfield Manufacturing Company Limited и продвигать как самостоятельный бренд. Модель была показана публике в 1892 году и была хорошо ей принята. Спустя год слово Royal (Королевский) из бренда партнёров Royal Small Arms перекочевало в название компании, в том же году появился слоган «Made like a gun» (Сделано как оружие), отразивший подъём национального духа англичан конца XIX века.

1897 МОТОРИЗАЦИЯ

В 1897 году один из владельцев компании R. W. Smith построил для себя квадроцикл — лёгкую и простую четырёхколёсную повозку с французским мотором под сиденьем у задней оси. В течение следующих двух лет в её конструкцию было внесено множество изменений, позволивших пройти всю дистанцию 1000-мильного заезда, организованного Королевским автоклубом Британии, и завоевать серебряную медаль. В 1899 году трёх- и четырёх колёсные «само-беглые коляски» были запущены в производство. Французский мотор «ДеДион» развивал полторы силы, колёса были большими, ободья покрыты резиной (без пневматики). Позже появилась облегчённая трубчатая пространственная рама, двухскоростная коробка передач и люксовая комплектация Riche Model. К 1907 году новая фабрика в Redditch производила уже три серии машин: Roadster, Sport и Racing.

См. также:   История мотоциклов Jawa

1901 ДВА КОЛЕСА

В 1901 году был выпущен первый мотовелосипед под маркой Royal Enfield. Мотор, установленный над передним колесом, приводил его в движение, а привод ремнём от педалей к заднему колесу позволял добраться до точки назначения при возникновении неприятностей в дороге.

1902 ТРЁХ- И ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНАЯ ТЕХНИКА

Вдохновлённые успехами лёгких самобеглых колясок, Смит и Эдди решили выпустить автомобиль. Был выбран двигатель «ДеДион» мощностью 8 л. с., кузова делались в Лейчестере и красились в жёлтый цвет. Автомобиль, прозванный в народе «Жёлтая машина», увидел свет в 1902 году, но производился недолго.

1909 МОТОЦИКЛ

В начале XX века бытовало мнение, что мотоциклизм — мимолётное явление, и мода на него быстро пройдёт. Короткому прохвату на двух колёсах предшествовали часы подготовки: смазка, протяжка, упаковка запчастей в дорогу, проверка давления в шинах, прогрев мотора, попытки его завести… В1909 году Royal Enfield представила миру на мотоциклетной выставке аппарат, построенный в духе швейцарской часовой школы — надёжный и не требующий частого обслуживания. Небольшой V-twin мощностью 2,25 л. с. не только работал, как часы, но ещё и позволял быстро передвигаться по тогдашним дорогам. В 1911 году мощность мотора увеличили до 2,75 л. с. и добавили двухскоростную коробку передач. Эта модель продержалась в производстве до начала Первой мировой войны.

1914 ВОЙНА

С началом военных действий Royal Enfield переключился на производство для нужд армии Британии и поставки союзникам, среди них был даже контракт на поставку мотоциклов для нужд Русской армии. Шестисильный мотоцикл с пулемётом на коляске был самой массовой моделью того периода. Двигатели стали использовать свои: 225 см3 одноцилиндровый двухтактник и 425 см3 V-Twin. После войны был разработан 976 см3 мотор, а 225-кубо-вый двигатель без изменений производился до 1926 года.

1915 КОМПОНОВКА

Мотоциклы того периода могли похвастаться закрытым клапанным приводом, подачей масла с помощью ручной помпы, двухскоростной коробкой передач, цепной передачей на заднее колесо. Масло из прозрачного стеклянного маслобака накачивалось в двигатель вручную на ходу, его уровень было легко контролировать. В 1915 году был представлен прототип трёхцилиндрового рядного двухтактного мотора объёмом 675 см3 — впервые в мире двигатель был сделан по такой схеме (впоследствии её использовала компания Kawasaki в модели Mach-III).

1924 ПЕРВЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНИК

В межвоенный период был пик популярности мотоциклов с коляской. В 1925 году мотоцикл с двухтактным V-Twin был отмечен дипломом «За неизменную надёжность характеристик» в шестидневном ралли, проводившемся Королевским автоклубом. Для установки в мотоциклы с коляской начались работы над 350-кубовым одноцилиндровым четырёхтактным мотором.

1928 ДЕПРЕССИЯ

В 1928 году фирма одной из первых начала использовать пружинную переднюю вилку (Girder). Несмотря на депрессию, постигшую экономику Великобритании, дела у фирмы шли неплохо благодаря современному модельному ряду и технической продвинутости мотоциклов. В 1927 году начался выпуск 488-кубового мотора с четырёхскоростной коробкой передач, в 1928 — полностью обновлённого 225 см3 двухтактника, в 1931 — нового одноцилиндрового четырёхтактника. Было запущено в производство несколько новых моделей: от лёгкого 126-кубового двухтактного Сусаr до тяжёлого 1140-кубового V-Twin. В 1930 году модельный ряд Royal Enfield насчитывал 13 моделей.

1933 ПЕРВАЯ ПУЛЯ

В 1931 году был представлен новый 350-кубовый четырёхтактный мотоцикл, который с началом массового производства в 1932 г. получил название Bullet («Пуля»). У него был двигатель с наклонённым вперёд цилиндром и открытым клапанным приводом. Длинноходный мотор с хорошими низами и развитыми рёбрами охлаждения просуществовал в производстве до конца 1934 года.

См. также:   История мотоциклов Islo

1940 ВТОРАЯ МИРОВАЯ

Мотоцикл, прославивший Royal Enfield во время Второй мировой войны, получил прозвища Flying Flea («Летающая блоха») и Airborn («Рождённый в небе»), весил всего 70 килограммов, был оборудован простеньким двухтактником объёмом 124 см3 и мог сбрасываться с самолёта с парашютом при высадке десанта. Помимо мотоциклов фабрика производила и другую продукцию по оборонным заказам.

1948 БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ

Показанный в 1939 году, но так и не запущенный в производство из-за войны новый Bullet послужил толчком для послевоенного обновления. У новых четырёхтактных мотоциклов был вертикальный цилиндр, верхнее расположение клапанов, маятниковая подвеска заднего колеса на гидравлических амортизаторах. Модель J2 1947 года была первой среди серийных мотоциклов оборудована телескопической передней вилкой, а в 1948 году вышел четырёхтактный двухцилиндровый пол-литровый ответ на Triumph Speed Twin: мотоцикл, продержавшийся на конвейере 10 лет.

1949 ИНДИЙСКИЙ ДЕБЮТ

В 1949 году производство 350-кубового «Буллета» было начато в Индии, когда компания Madras Motors выиграла тендер индийского Правительства на поставку мотоциклов для нужд армии. Поначалу это была отвёрточная сборка из комплектных наборов, поставляемых из Великобритании, потом была освоена сварка рам, сборка моторов из комплектующих, затем производство перешло на полный цикл. В течение следующих 30 лет конструкция мотоциклов, выпускаемых в Индии, практически не менялась.

1951 В ОБЪЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ

Ни в какой другой период истории не было такого подъёма автомобильного и мотоциклетного производства, как в 50-е. Рынок расширялся во все стороны: требовались как дешёвые малокубатурные мотоциклы, так и дорогие и мощные большеобъёмные. В шоу-румах Royal Enfield в Великобритании сегмент от 125-кубового двухтактника до мощного 700-кубового «Метеора» был представлен большим количеством моделей и модификаций.

1955 ИНДИЯ

Индийская армия, благодаря заказу которой марка появилась в стране, настояла, чтобы мотоциклы, поставляемые ей по контракту, были на 100 % индийские. В процессе перехода на собственную сборку некоторые узлы были изменены, некоторые упрощены, некоторые усилены, но в целом мотоцикл оставался клоном модели ’52 Redditch Bullet.

1961 СПОРТИВНЫЕ УСПЕХИ

В начале 1960-х техника пробивается на рынок США. Сначала под маркой «Индиан» через их дистрибьюторскую сеть, затем под собственным именем. В 1961 году гонщик Эдди Малдер занимает первое место на Big Bear Enduro, что позволило начать мощную маркетинговую кампанию. Модельный рад был представлен 700-кубовым твином Interceptor и шестью одноцилиндровыми скремблерами: от 250-кубового Hornet до 500-кубовой Fury. Эллиот Шульц доминировал на гаревом овале в Лос-Анджелесе. Мотоциклы марки выиграли 31 из 39 гонок, в которых принимали участие. 1964 год тоже принёс несколько важных побед.

1970 НЕЗАВИСИМОСТЬ

К 1970 году связь между английской и индийской фабрикой прервалась полностью. Больше не было поставок запчастей из Британии, на заводе в Мадрасе не осталось английских инженеров и технологов. Мотоциклы, производимые там, собственными силами адаптировались под климатические особенности эксплуатации: немного изменилась форма крыльев, тормозные механизмы, поменялась конструкция генератора. Но внешне мотоцикл не изменился.

1973 «КРЕСТОНОСЕЦ»

См. также:   История мотоциклов Веломоторс

На базе небольшого мотора Villiers и деталей шасси Bullet в Индии производится более лёгкий и дешёвый по сравнению с Bullet мотоцикл Crusader («Крестоносец»), завоёвывающий тут же огромную популярность за счёт управляемости, простоты в обслуживании и небольшой цены.

1980 «МИНИ — ПУЛЯ»

Мотоцикл, выпущенный в 1980 году под именем Mini Bullet («Мини-пуля»), отличался небольшим весом, 200-кубовым двухтактником и спортивным дизайном. Попытка приобщить молодёжь к мотоциклизму, предпринятая индийским заводом, удалась на славу.

1983 ПРИХОД ЛЕГКОВЕСОВ

Выпуск сразу двух малокубатурных моделей — 50-кубового мопеда Silver Plus и мотоцикла Explorer с двухтактными 50-кубовыми моторами Zundapp мощностью 6,5 л. с. стал ответом на взрывной спрос индийцев на недорогие индивидуальные средства транспорта. Огромные продажи мопеда обеспечили женщины, которые могли на нём ездить в сари. Впервые в Индии были применены литые алюминиевые колёсные диски.

На мотоцикл Fury 175, оснащённый 175-кубовым двухтактником Zundapp и пятискоростной коробкой передач, впервые в Индии ставят гидравлический дисковый передний тормоз. По индийским меркам этот мотоцикл опередил своё время лет на 10.

1984 МОДИФИКАЦИИ

В 80-х годах выходит множество модификаций «Буллета», самой богатой из которых был Deluxe в краске металлик, с хромом и 12-воль-товой схемой проводки. В это же время начинается экспорт классических «Буллетов» из Индии в Британию и Европу, где на них образовался устойчивый спрос среди любителей мотостарины. Просуществовав 30 лет на конвейере без особых изменений, «Пуля» оказалась уникальным ретромотоциклом: новым и с гарантией производителя.

1990 ДИЗЕЛЬ

Taurus Diesel («Дизельный Бык») от Enfield стал первым серийным дизельным мотоциклом в мире. За его появление тоже надо благодарить индийскую армию, разместившую госзаказ на заводе.

1993 «ПУЛЯ-500»

В 1993 году выходит серьёзно обновлённый Bullet-500, который быстро становится самой массовой моделью компании.

1994 СДЕЛКА ВЕКА

Компания Eicher покупает компанию Enfield India Company и переименовывает её в Royal Enfield Motors Limited.

2002 Thunderbird и Machismo

Первый круизер в индийской истории Thunderbird запущен в серию. Канал ВВС Wheels даёт ему титул «Лучший круизер 2002 года». Начинается также серийное производство круизера Machismo с лобовым стеклом и кофрами. Оба мотоцикла оснащены новым 350-кубовым мотором с двумя свечами зажигания.

2005 «ЭЛЕКТРА»

Рычаг переключения передач перекочевал перекочевал на Bullet Electra с правой стороны мотора на принятую во всем мире левую, что улучшило продажи мотоциклов Royal Enfield во всём мире.

2006 НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Полностью новый мотор с электронным впрыском топлива, двумя свечами на цилиндр, лапкой переключения передач с левой стороны имеет классический вид и современную начинку.

2008 ЕВРО-3

Первые мотоциклы с новым двигателем UCE (United Construction Engine), удовлетворяющие нормам Евро-III, успешно проходят сертификацию и экспортируются из Индии в Европу. Новый впрысковый Classic 500, внешне копирующий легендарный Bullet J2 начала 50-х, показан публике. Он хорошо продаётся в Европе и Америке. Для внутрииндийского рынка производится его карбюраторный 350-кубовый клон Classic 350.

2011 ВПРЫСКОВАЯ «ПУЛЯ-500»

Этот мотоцикл стилистически перекликается с золотыми годами английского мотопрома — концом 50-х. Длинноходный богатый «низами» одноцилиндровый мотор с воздушным охлаждением, нижний распредвал, привод верхних клапанов толкателями — это оценят любители ретро, а электронный впрыск топлива, современная надёжность и безотказность — это придётся по душе новым поклонникам.

Ознакомьтесь также

Как выбрать квадроцикл

Чтобы правильно выбрать квадроцикл, нужно оценить определенные параметры техники. Многое зависит, конечно, от цели покупки. …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *