История мотоциклов Jawa

0 / 5 (0 голосов)

В 1879 году в небольшой деревушке Кластер-над-Дединой в Восточной Богемии родился Франтишек Яничек. Окончив техническую школу в Праге и колледж в Берлине, он вернулся в столицу бывшей Чехословакии и устроился на работу в компанию Kolben, одну из крупнейших в Богемии.

Jawa 500cc

В 1896 году ему доверили управление новой фабрикой компании в Голландии, где он встретил свою будущую жену, случилось это так: однажды, возвращаясь домой на велосипеде, Франтишек попал под машину. Водитель автомобиля подобрал сбитого горе-велосипедиста и отвёз к себе домой, где доверил дочери уход за пострадавшим. Вскоре пришлось выдать дочь замуж за этого велосипедиста.

В 1909 году Яничек решил работать на себя и открыл собственные мастерские в Праге. После возвращения с Итальянского фронта, куда он был призван во время Первой мировой, он засел за кульман и принялся изобретать, защитив вскоре более 60 патентов. Самым известным произведением его инженерного искусства того периода стала «ручная граната Яничека».

В 1929 году было принято решение о демилитаризации производства и переходе на выпуск мирной продукции, и выбор пал на мотоциклы. Разрабатывать самим двигатель не было времени, так что мотор было решено использовать уже готовый. Выбирали между австрийским двухцилиндровым двухтактным « Пухом», берлинским двухтактником «Шлиха» и новым 500-кубовым четырёхтактным «Вандерером». Яничек выбрал «Вандерер».

Из-за коллапса германской мотоциклетной промышленности «Вандерер» принял решение вообще свернуть мотопроизводство, потому что было видно, что в прямой конкуренции с BMW они проигрывают. Яничек отговорил их от принятого решения: было подписано соглашение о поставке моторов для производства мотоциклов под маркой Jawa (JAnecek+WAnderer — из первых букв этих фамилий сделали торговую марку).

Опыта постройки мотоциклов не было, но производство, работавшее ранее на оборону, было готово осуществить любую конструкторскую идею. У выпускавшейся Jawa 500 было много прогрессивных технических фишек: рессорная передняя подвеска, бензобак аэродинамичной формы «капелька», смазка подшипников шатуна и головки цилиндра маслом под давлением, система вентиляции картерных газов.

В 1930-х, когда большинство мотоциклов-одиночек выпускались с моторами 500 см3, а модели с коляской имели, как правило, кубатуру 750 см3. Яничек же сделал ставку на производство лёгкого мотоцикла с небольшим двухтактным двигателем. Он обратился за помощью к английскому инженеру и фанату мотогонок Патчету, который привёз с собой компактный 175-кубовый одноцилиндровый мотор, к которому надо было разработать шасси. Мотоцикл в итоге получился лёгкий, простой и недорогой. При цене 4250 крон (цены на конкурентов начинались с цифры 7000) мотоцикл стал хитом продаж и самым популярным мотоциклом той поры в Чехословакии. В 1933 году 500-кубовый четырёхтактник был вообще снят с производства, а все производственные мощности задействованы в производстве Jawa 175 Williers.

В качестве более мощной альтернативы к лёгкому двухтактнику Яничек спроектировал одноцилиндровый четырёхтактный мотор объёмом 350 см3 с боковыми клапанами, а через год головка цилиндров была заменена на более эффективную верхнеклапанную. Но самой интересной довоенной моделью можно назвать Jawa 100 Robot: этот 98-кубовый мотоцикл с максимальной скоростью 66 км/ч имел мотор, построенный по схеме «моноблок» — когда ЦПГ и коробка передач размещаются в одном картере. Сейчас эта схема привычна, но в те времена КПП обычно делали отдельным агрегатом. Начало Второй мировой остановило производство и прекратило все мотоциклетные разработки. Немцы оккупировали Чехословакию в 1938, и уже в апреле 1939 фабрика Jawa, как хорошо оснащённое высокотехнологичное производство, производила детали для авиационных двигателей и выпускала бензогенераторы для Третьего Рейха. Никто не верил, что оккупация продлится вечно, поэтому рабочие фабрики работали на немцев неохотно, часто саботировали производство. В 1940 году Яничек начал работу над новым мотоциклом, основываясь на пожеланиях покупателей и свежих наработках мотоиндустрии. Спустя год, в 1941 году, Франтишек Яничек умер, оставив фабрику сыну Карелу, но внешний вид и техническая начинка мотоцикла на тот момент уже были определены. Опытные образцы изготавливались в ремонтных мастерских, чинивших немецкие армейские мотоциклы. Окрашенные в армейский зелёный, они разительно отличались от привычных красных мотоциклов Jawa, и работы по доводке удавалось проводить прямо на глазах у оккупантов. Так в разгар войны удалось разработать модель Perak (в переводе «пружинить») с современными плавными формами и телескопической передней вилкой. Сразу после окончания войны Jawa стала первым мотопроизводителем, показавшим новую модель мотоцикла, уже доведённого до ума, современного, красивого, с одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным мотором. К сожалению, предприятие было национализировано новым коммунистическим правительством, и Карелу Яничеку пришлось покинуть страну. В 1948 году на базе «250-ки» был разработан двухцилиндровый 350-кубовый двухтактный мотор, как более мощная альтернатива «чекушке», мотоциклы с объёмом двигателя 350 см3 производились на фабрике Ogar, позднее ставшей частью нового концерна, и назывались Ogar-Jawa. Про четыре такта тоже не было забыто: новый верхнеклапанный двухцилиндровый двигатель объёмом 500 см3 был разработан гоночным подразделением компании. С доработками и улучшениями он выпускался до 1958 года, когда производство 500-кубового четырёхтактного двигателя, а также все работы по его усовершенствованию были остановлены из-за производственных трудностей. Экономически это, может, и было оправдано, но с технической точки зрения послужило началом заката звезды компании.

Развитие двухтактных моделей продолжалось. В 1954 году были представлены новые 250- и 350-кубовые мотоциклы с новым обликом: с «бардачками» по бокам под седлом, гидравлическими подвесками обоих колёс. Эти мотоциклы производились под официальным именем Jawa-CZ 353 и 354, также вскоре на их базе стали делать облегчённые 125- и 175-кубовые модели. Из-за гидравлических подвесок с большим ходом появилась возможность установки небольших 16″ колёс (вместо привычных 19″) без потери плавности хода, в народе эти мотоциклы прозвали Kyvacka (качалка). Когда Советский Союз стал рынком сбыта, ставка была сделана на модель 354, к которой можно было цеплять коляску. Несмотря на заявления тогдашнего президента Чехословакии Навотного «Люди при социализме на мотоциклах не ездят!», наступлению японских производителей и тотальной экономии на всём при социализме, фабрика не умерла и существует и поныне.

Именно Советский Союз с его необъятным рынком и неизбалованными покупателями, способными с радостью переварить товары даже самого низкого качества, наложил вето на технические разработки, доработки и инновации конструкторского подразделения Jawa, заставив перебросить все силы на миллионные тиражи устаревающей с каждым годом продукции. Из более свежих моделей можно отметить Jawa 350-633 Bison (1970) со штампованной пространственной рамой из стального листа, 350-634 (1974), которая была большим шагом вперёд с точки зрения актуализации внешнего вида мотоцикла, и 350-638 (1984), в которой осуществился переход на 12-вольтовую систему электрооборудования. Именно модель 638, выпущенная, по сути, 28 лет назад, производится (хоть и с небольшими изменениями) до сих пор. Обидно, когда компания, когда-то бывшая на острие технического прогресса, так деградирует.

Отставить комментарий

  • 18 − 9 =

  • Мы в соцсетях

    Присоединяйтесь к нам и читайте последние новости.