Торможение

 

Существует несколько способов изменить скорость в меньшую сторону.

Давайте по порядку:

 

stop

Торможение двигателем.

 

Если во время движения, закрыть «газ» опущенная заслонка в карбюраторе не дает возможности прохода воздушного потока в цилиндр. Получается эффект зажатого пальцем шприца, так называемая компрессия. В этом случае, чтобы раскрутить двигатель требуется очень большая работа. Как раз эту работу совершает заднее колесо. В следствии, мы имеем довольно ощутимое замедление. Периодически понижая передачи, можно довольно эффективно изменять скорость.

Задний тормоз.

Как я уже заметил, при замедлении вес переходит на переднее колесо, заднее – разгружается. Так как эффективность торможения зависит от силы трения резины о дорогу, которая тем больше, чем больше давление, задний тормоз не дает хорошей динамики замедления. Зачем же тогда он нужен? Многие вообще советуют им не пользоваться.

Перечислю некоторые плюсы использования заднего тормоза:

1. функция «ручника» при остановке на подеме\спуске (чтобы руки были свободны)

2. торможение в условиях, при которых есть риск блокировки колеса (скользкая дорога, поворот и др.)

3. управление характеристиками двигателя (эту тему я затрону во второй части статьи).

И еще множество дополнительных плюсов, главный из которых вот какой: мало кто при торможении разгружает полностью заднее колесо. Для этого надо как минимум уметь делать «стопи». Да и не каждый мотоцикл может себе это позволить. Поэтому на заднем колесе остается какой-то процент общего веса. При тормозном пути в 20 метров и развесовке 80%/20% — 4 метра это работа заднего колеса. Получается при этих условиях без заднего тормоза, пройдя 20 метров, ваша скорость останется еще на уровне примерно15 км/ч.

См. также:   Мертвая зона

Передний тормоз.

Он самый эффективный (если не рассматривать способ комбинирования). Для максимального использования его возможностей необходимо знать некоторые правила.

Во-первых: от чего зависит степень сцепления с дорогой? Качество покрытия, состояние резины, инженерное решение рамы мотоцикла – все это влияет на возможности торможения.

Во-вторых: надо помнить о том, что увеличение давления не сразу доходит до покрышки. Сначала вес загружает пружины подвески, после, она отрабатывает (сжимается) и только тогда, увеличивается сцепление с дорогой. Это происходит довольно быстро, но рука, со страху может нажать рычаг быстрее. В результате, колодки создадут давление, рассчитанное на большее «пятно контакта», колесо заблокируется и…

Вот теперь думаю уместно поговорить о том, чего больше всего боятся при торможении – о блокировке колеса.

Блокировка — это остановка вращения колеса во время движения мотоцикла. Что при этом происходит. Сила трения покоя, которая в месте с упругостью резины останавливают мотоцикл, превращается в силу трения скольжения, которая меньше первой. Вследствие этого, тормозной путь увеличивается. Неприятнее то, что колесо еще и теряет направление (заблокированному колесу все равно куда скользить). Это явление и приводит к заносу.

 

Давайте определимся – что же делать в этих случаях. Чтобы в этом разобраться, нужно ответить на вопрос: «Почему?». У торможения есть свой предел – так называемая «точка срыва». Она зависит от факторов возможности перечисленных выше. Как понять где этот предел? Видимо еще не придумали устанавливать на мотоциклы, на ряду со спидометром, «определители возможного торможения».

Можно выбрать технику с АБС, или же нарабатывать опыт. Если же все-таки блокировка произошла и мотоцикл пошел в занос. Не надо паниковать. Когда мотоцикл движется прямо, на него действует одна сила тяжести, направленная в точки опоры. В этом случае сноса оси не происходит. Если блокировка происходит во время поворота, центробежная сила, возникающая в такой ситуации двигает в сторону колесо с наименьшим сцеплением.

См. также:   Выезды из двора

Иногда занос происходит тогда, когда нам кажется что мы никуда не поворачивали. Дело в том, что мы никогда не можем сидеть идеально ровно. Небольшой дисбаланс посадки приходится компенсировать подруливанием. Вот отсюда и берутся силы, смещающие мотоцикл. Понять, как мы сидим, очень сложно, да и не нужно. Это только лишнее напряжение, отвлекающее от управления. Когда произошла блокировка, сразу становится понятно, «куда» мы неровно сидели. Именно тогда необходимо предпринять действия по стабилизации. Допустим, произошел занос заднего колеса вправо. Перенесите часть своего веса на правую подножку и мотоцикл начнет выравниваться. Самое главное помнить, что в таких случаях нельзя отпускать задний тормоз до выравнивания. Если в то время как мотоцикл едет боком колесо снова начнет крутиться и появится сцепление с дорогой, вас перевернет через голову. Это так называемый «хайсайд». Чтобы его избегать, научитесь стабилизировать мотоцикл распределением веса и не давайте вашей ноге «паниковать». Применительно к переднему тормозу могу вас огорчить – «хайсайда» вы вряд ли дождетесь.

При сносе переднего колеса мотоцикл падает очень быстро, так как это основная точка опоры при замедлении. Поэтому в такой ситуации нужно сразу убрать блокировку и заново начать торможение, учитывая предыдущие ошибки.

Вообще, научится эффективно тормозить, для многих большая проблема. В основном причина кроется в страхе перетормозить. Не бойтесь изучать возможности мотоцикла. Иначе вы перестанете падать, но и перестанете останавливаться тогда, когда это по настоящему необходимо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *