Как ездить в пробках

0 / 5 (0 голосов)

Скорость роста численности автопарка в российских городах ощутимо опережает скорость роста как количества, так и ширины дорог. Пробки становятся все медленнее, длиннее и противнее. Мотоцикл или скутер являются хорошими «пробкооткрывателями», но езда в реальных городских условиях немного отличается от того, чему учат в мотошколах.

Как ездить в пробках

Езда на небольшой скорости в пробке отнимает больше сил, чем попытки достичь максимальной скорости на пустой дороге. И дело даже не в физических усилиях, а в обилии информации, которую нужно обработать головному мозгу. Никакие, даже самые незначительные на первый взгляд мелочи, не должны остаться незамеченными — от этого зависит ваше здоровье, а порой и жизнь.

Левая полоса движения

Оптимальной позицией для мотоцикла на дороге будет место между самым левым рядом и полосой движения справа от него. Там меньше грузовиков, которые ощутимо шире легковых автомобилей, значит, при равной ширине рядов там остаётся больше места для мотоцикла. Иногда при выделенных полосах для поворота налево или сужении дороги с левой стороны там становится тесно — тогда имеет смысл сместиться правее, вплоть до обочины — смотрите по ситуации. Смещаться на полосу встречного движения в таком случае я вам настоятельно не советую. Мало того, что встречные машины обладают гораздо большей, чем попутные, кинетической энергией при столкновении с вами, так ещё и уставшие стоять в пробке попутные имеют обыкновение совершать манёвр «разворот через сплошную» аккурат перед вашим передним колесом. Я верю в плохие приметы, и «двойная сплошная справа от тебя» — это как раз одна из таких плохих примет.

Скорость движения мотоциклиста в потоке не может быть ниже скорости потока. Поэтому на малокубатурной технике не надо вылезать в левые ряды, где машины едут «за сотню» — будьте скромнее. Если следовать букве закона, то 50-кубовые скутера вообще не могут смещаться дальше одного метра от ПРАВОЙ обочины и не могут совершать левые повороты.

Как это ни странно звучит, но передвижение на мотоцикле со скоростью потока может быть опаснее, чем езда со скоростью немного быстрее машин. Для каждого это «немного» будет разным — зависит от стиля вождения, опыта и быстродействия процессора обработки видеоизображения, встроенного в кору головного мозга. Для некоторых +15 км/ч будет уже непосильной задачей, а некоторым +60 кажется вполне по силам. Лично мне удобна цифра превышения 30-35 км/ч — скорости реакции моего организма и скорости реакции моего мотоцикла на прикладываемые к рулю импульсы при ней хватает, чтобы не попасть в беду.

Трактория движения

Машины редко едут как танки на параде Победы — ровными шеренгами. Обычно они движутся в шахматном порядке. Пытаясь предвосхитить их возможные перестроения из ряда в ряд перед вами, имеет смысл свою траекторию между ними делать немного синусоидальной, чтобы в любой момент быть готовым уйти ещё правее или левее, уворачиваясь от машины, начавшей манёвр. У такого движения есть ещё один положительный момент — ваша фара в зеркалах заднего вида будет не только перемещаться немного правее-левее, что само по себе привлекает внимание людей с развитым периферийным зрением, но и становиться то ярче, то тусклее в зависимости от угла наклона мотоцикла. Это тоже в плане заметности добавляет очков в вашу копилку.

Тема заметности на дороге — предмет нескончаемых споров между мотоциклистами. Как безопаснее, когда тебя видят, или когда в упор не замечают? Обе точки зрения имеют свою аргументацию и право на жизнь. Однако крайности типа езды в серых куртке и шлеме с выключенной фарой, или езда с включёнными дальним светом и аварийной сигнализацией — это перебор. Когда вы едете с «аварийкой», вы не можете включить поворотник, чтобы предупредить окружающих о своём манёвре. При езде с дальним светом у вас пропадает возможность поморгать фарой, предотвращая неприятность. А ваше подростковое «биби фальцетом» (мотоциклы с громким и серьёзным звуковым сигналом попадаются не часто) вряд ли услышат в машине с радио «Шансон», включённым на полную громкость.

То, что вы едете на мотоцикле, к сожалению, не делает вас самым быстрым в мире. Необходимость поглядывать в зеркала заднего вида не исчезает. Регулярно мониторьте ситуацию сзади — так вы сможете увидеть не только догоняющих вас более быстрых мотоциклистов, но и стритрейсеров, возбудившихся на «погоняться» от вашего вида. Помните: предупреждён — значит вооружён. Если вас догнал мотоциклист, то, что логично, он либо быстрее вас, либо очень спешит и готов идти на риск. Не надо ускоряться и устраивать уличные гонки — просто пропустите его. Если есть желание ускориться, лучше «сядьте ему на хвост» и попробуйте ехать в его темпе. Если будет не комфортно, не стесняйтесь отстать. Когда будете смещаться, чтобы пропустить его вперёд, подайте ему знак рукой «проезжай», чтобы не возникло недопонимания. Последнее время нередко возникают ситуации мотоциклетных пробок — когда на МКАД в «мотополосе» или на городских магистралях между двумя левыми рядами мотоциклисты едут плотной колонной. Вот она — оборотная сторона популярности мотоциклов. К сожалению, с этим поделать что-то очень непросто. Одиночных мотоциклистов ещё можно обогнать, сместившись правее, но объехать колонну очень сложно. Что вас может радовать, так это то, что в такой пробке вы не стоите, как автомобилисты, а едете, пусть и медленнее, чем могли бы.

Смещение

Автомобилисты, заметившие мотоциклиста сбоку в окне, нередко шарахаются от него в сторону, спасая свою собственность от вторжения инородного тела в зону близкого контакта. Если вы окажетесь в это время с другой стороны — получите машиной в бок, а это неприятно. Так что безопаснее будет сместиться не на один, а на два ряда.

Часто попадается ситуация, когда вы утыкаетесь в хвост мини-колонны мотоциклистов, следующих у левого отбойника за автомобилем с синей мигалкой. Обгон такого поющего и сверкающего сперматозоида с хвостом — дело не простое. Смещайтесь на 2-3 ряда правее, туда, где грузовики, и пробуйте ехать между ними. Вполне возможно, что вы достаточно быстро разочаруетесь в тщетности своих попыток и вернётесь обратно в хвост колонны. Но может и получиться — раз на раз не приходится.

Помните, что на дороге вам никто ничего не должен. То, что вы на мотоцикле, не обязывает автомобилистов расступаться перед вами, давая вам место для проезда. Не надо настойчиво рычать прямотоками или бибикать. Криво стоящие машины можно объехать с другой стороны, сместившись на ряд. А вот пропускающим вас автомобилям не забывайте сказать «спасибо», кивнув головой или подняв вверх левую руку. Пусть они видят, что их действия не остались незамеченными. У всех современных машин зеркала заднего вида складываются назад, в совсем тесных условиях можно сложить зеркало и проехать, не забудьте только потом разложить его обратно и сказать спасибо владельцу. Если какая-то машина вас не пропускает, не видя или специально перекрывая дорогу, то это совсем не повод для ребячества — бить ему зеркала и уезжать. Ведите себя как мужчина — остановитесь, слезьте с мотоцикла и набейте ему морду. По крайней мере, это будет честно по отношению к вам обоим и не приведёт к тому, что потерявший зеркало водитель притрёт в отбойник ни в чём не повинного новичка-мотоциклиста, мстя вам за ваше ребячество.

По мере приобретения опыта езды в плотном городском потоке начинаешь предугадывать манёвры водителей. Ты видишь дырки в соседних рядах, манящие их, люки на дороге, которые они будут объезжать, манёвры других водителей, которые могут заставить соседей по потоку сменить траекторию движения. Тебе начинает казаться, что ты всемогущий и обладаешь шестым чувством, но всё гораздо проще: объём информации, получаемой глазами, теперь обрабатывается на подсознательном уровне, и решения помогает принять подсознание, не отвлекая мозг от мыслей о великом. А такие знаки перед манёвром автомобиля всегда подаются: в самом простом случае это включённый сигнал поворота, в более сложных случаях немного менее очевидные и заметные: вывернутые колёса, невидящий вас взгляд водителя в зеркале заднего вида, крутящаяся голова водителя или сотовый телефон, прижатый плечом к его уху. Старайтесь увидеть всё — целее будете.

Умение предугадать опасную ситуацию саму по себе, а главное, умение найти быстрый и эффективный выход из этой ситуации — вот главные качества, которые помогут вам ездить долго и счастливо, получая удовольствие не только от езды по пустым шоссе, но и по пробкам в городе.

Отставить комментарий

  • три × один =

  • Мы в соцсетях

    Присоединяйтесь к нам и читайте последние новости.